Как выбрать горные лыжи для фрирайда: подробно и понятно
Как выбрать горные лыжи для фрирайда, исходя из стиля и уровня катания, рельефа и технических характеристик лыж. На основе опыта 20-летнего катания вне трасс.


Полное погружение в любимую тему — правильно подобранные лыжи позволяют получить неописуемое удовольствие от фрирайда.
Если вы новенький во фрирайде, то найдете массу полезной информации, которая обязательно поможет с выбором очередной пары.
Содержание:
- Что такое горные лыжи для фрирайда
- Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда
- Одна или две пары
- Если производитель уже знаком
- Выбор горных лыж на основе популярности/отзывов
- Как не очень правильно выбирать лыжи для фрирайда
- Уровень владения техникой фрирайда
- Где катаешься
- Предпочтения
- Подбор лыж для фрирайда по техническим характеристикам
- длина
- ширина
- рокер/кембер
- жесткость/мягкость
- радиус
- Примеры горных лыж для фрирайда
- Стоимость
- Модели прошлых лет
- Горные лыжи для фрирайда бу
Чтобы выбрать горные лыжи для фрирайда с минимумом неожиданностей, необходимо кататься вне трасс несколько лет на разных моделях.
Тогда будет возможность пользоваться опытом наката прошлых лет.
Без этого выбор будет похож на тыкание пальцем в небо или лотерею, будьте к этому готовы.
Для начала пройдем по теоретической части, потом возьмем лыжи на тесты, а затем примем решение о покупке.
Что такое горные лыжи для фрирайда
Для ответа на вопрос, что такое фрирайд, я написал отдельную статью, почитайте ее, если только начинаете.
Теперь поделим класс горных лыж для фрирайда на две большие части, в которых есть подкатегории:
- Исключительно для паудера (глубокого снега)
- Универсальные
Горные лыжи для паудера обеспечивают максимальное удовольствие от серфинга в снегу и совершенно не подходят для катания по трассам.
Это лыжи с шириной талии от 110-115 мм и минимальным кембером (если положить лыжу на пол, то под креплением просвета не будет).
Горные лыжи для фрирайда с талией 95-105 мм, как правило, компромиссные варианты. Они обладают характеристиками, которые позволяют получать удовольствие в том числе от катания по трассам.
Я катаюсь по 70-90 дней в сезон в Красной Поляне, где выпадает много пушистого снега. И все же предпочитаю талию 106 мм — паудер если и выпадает, то его ближайшие запасы быстро раскатываются, а на дальние походы не всегда есть время.
Поэтому лыжи с талией более 115 мм подходят лишь тем, кто может себе позволить постоянно кататься в глубоком снегу (хели-ски), или же они могут стать второй парой (которая дополнительным грузом ляжет в багаж).
Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда
Я слышал это раньше и подтверждаю сегодня — лучший способ выбрать лыжи для фрирайда (и не только) — тестировать перед покупкой.
На больших курортах с этим нет проблем совсем — приличные прокаты, типа Riders Test & Rent на курорте Роза Хутор или Райдер в Шерегеше, с большим удовольствием дадут протестировать разные модели в течение одного дня без дополнительной оплаты.
Я делал так не раз в этих прокатах, уверен, что и другие на это идут. Помимо настройки креплений, я получал полезные рекомендации, какая модель для данного типа снега больше всего подойдет сейчас.
Тоже самое проделывал на курортах Европы и США, например, Aspen.
Так что если не жужжит в одном месте поскорее потратить время, то тестируйте. После катания на четырех моделях по шерегешским лесам, я понял, что только одна (из опробованных) больше всего подходила к той местности — в тот день это была K2 Hell Bent.
Одна или две пары
Иметь несколько пар горных лыж для фрирайда круто, но не практично. Если едешь кататься на авто, то в багажник на крышу можно накидать несколько моделей.
Тогда с утра, выйдя на улицу, будет королевская привилегия вытянуть из персональной стойки наиболее подходящую лыжу и отжечь без компромиссов.
Однако, я обламывался от необходимости постоянно съезжать вниз на переобувку — это была трата времени.
Сегодня у меня две модели для фрирайда — одна 106 мм, другая 115 мм. Катаюсь больше на первой, на второй выхожу, когда горы по-настоящему засыпает снегом.
Если производитель уже знаком
Одно время я катался на моделях Seth Morrison бренда K2. Я просто покупал одну и ту же модель, только свежего года, и не сильно волновался о небольших изменениях, которые вносились в конструкцию.
В общем, лыжи были предсказуемы.
Выбор горных лыж на основе популярности/отзывов
Каждый год проводится огромное количество тестов горных лыж на нашей планете. В том числе и для фрирайда:
- Тесты журнала Powder
- Тесты журнала Freeskier
Проводят магазины и издания, бренды и отдельные люди. Можно обобщить результаты и увидеть, что та или иная модель понравилась тем, кто тестировал, больше других.
Но понравится ли Вам — большой вопрос. Поэтому что ощущения тех, кто тестируют, сильно зависят от их опыта катания. А на тесты отбирают, хоть и не всегда, людей, которые действительно смогут понять, что у них пристегнуто к ногам, и что-то внятное о них сказать.

Возьмем к примеру этот отзыв. Талия в 114 и так говорит, что они для глубокого снега, разбитом снегу можно катать, но лучше выбрать вариант с более узкой талией.
«Не идеальные условия», видимо, значит, что лыжи катят… на разбитой целине или разбитой трассе? Тут не очень понятно.
Хорошая плавность хода и плавучесть — могу только догадываться, но уверенности нет.
Модель заняла 5-ое место в тестах, а вот эта — первое:

Видно, что относительные показатели разнятся в коротких дугах и мощности, в остальном — схожи. Я могу сделать предположение, что победительница лучше управляется на небольших скоростях, а вот про мощность опять задумался.
Ссылка на результаты всех тестов находятся здесь. В статье не хватает описания, что означают критерии оценки лыж. Некоторые понятны сразу, а как вычисляются затраты энергии, хотелось бы знать.
Тесты, скорее, оповещение рынка о том, что появились новые модели, поэтому отзывы это формальность, а не помощь в выборе.
Как не очень правильно выбирать лыжи для фрирайда
Если тесты недоступны, то выбирать горные лыжи для фрирайда будем дистанционно, принимая во внимание несколько факторов.
Уровень владения техникой фрирайда
Если у Вас нет большого опыта катания вне трасс, то выбирать широкие лыжи более 110 мм не стоит. Шансы таковы, что первые годы вы будете проводить на небольшом расстоянии от трасс, где свежевыпавший снег довольно быстро раскатывается.
Тут вам больше подойдут универсалы, например, Salomon QST 106, с талией 106 мм.

Где катаешься
В этом разделе честно отвечаем на вопрос: в каких условиях катаешься большую часть времени.
Например, выезжаю в Кировск (Хибины) раз в год. В Кировске почти не бывает глубокого снега из-за сильных ветров. Выпадает много, но быстро сдувает. Поэтому везти в эти горы широкие лыжи бессмысленно.
Тоже самое можно сказать про подмосковные или питерские горки.

Просто вспомните рельеф, на котором вы катались последние пару лет (если они у Вас есть), и сделайте вывод.
Предпочтения
Если катаешься (а не думаешь, что катаешься) агрессивно, то лыжи для фрирайда надо выбирать в категории Большие горы или big mountains.
В таких лыжах талия может быть 100-110, обязательно наличие кембера и жесткость выше средней (жаль, что вы не можете пользоваться моей шкалой жесткости, она у каждого своя).
Правда, если вы катаетесь действительно экстремально, т.е. не первый год, то сами знаете, какие характеристики должны быть зашиты в вашей следующей модели.
Подбор лыж для фрирайда по техническим характеристикам
У лыж есть характеристики и параметры, и от них зависит их поведение. То есть в дополнение к тому, как вы стоите на лыжах, в каких условиях катаетесь, они будут влиять на уровень удовольствия вождениях этих шутк.
Раньше, когда технологий — кемберов, композитов, рокеров — было меньше, значения, к которым мы переходим, имели ярко выраженное влияние на поведение лыж.
Сегодня при выборе горных лыж для фрирайда надо учитывать нововведения.
Длина
Если идем кататься на открытых участках, где можно набрать скорость, беру лыжи больше своего роста (184 см). Чем больше ростовка, тем лыжи стабильнее при таком катании.
Если едем в лес, то нужна управляемость на небольших и средних скоростях, поэтому лыжи беру в рост или меньше.
Ширина
Если кататься по глубокому снегу быстро, то ширина становится не так важна — на скорости лыжи плывут ближе к поверхности, а не тонут.
Если снег глубокий и хочется попрыгать на кочках в медленном темпе — чем больше талия (и площадь лыж), тем лучше.
Если видимость плохая, а снега много — талия широкая, лыжа меньше или в рост. В таких условиях разогнаться будет негде, поэтому снова берем широкие лыжи.
Пример лыжи для фристайла в глубоком снегу — Movement Fly 125:

Рокер / кембер
Рокер помогает лыжам всплывать (а в разбитом снегу, даже на трассах, не дает закапываться носом и бережет от падений).
Рокер может начинаться от центра лыжи или ближе к концу. Если рокер ближе к концам лыж, то по центру есть кембер.
Если положить лыжи на пол, то просвет между полом и лыжей по центру говорит о наличии кембера.
Чем больше кембер, тем стабильнее лыжа на большой скорости и тем тяжелее ей управлять при медленном катании, например, в лесу.
Чем больше рокер (максимальный начинается от центра лыжи, в этом случае кембера нет), тем легче даются повороты вне трасс. Такие лыжи, при большой ширине и относительной для каждого райдера ростовке, использую для внетрассового фристайла — прыжков и трюков целине.

Жесткость / мягкость
Жесткость плюс кембер делают горные лыжи для фрирайда еще более стабильными на большой скорости и усложняют повороты на малых скоростях.
Если неагрессивно серфить в глубоком пушистом мягком снегу в лесу, то лучше выбирать мягкие лыжи с большим рокером.
Жесткость (не продольная) для каждого разная, и познается она в сравнении. С опытом, прогнув лыжу по центру руками, можно понять, насколько она жесткая для конкретного райдера, а не для всех катающихся на горе.
Радиус
Если в горных лыжах для фрирайда (категория: универсальные) собираетесь выходить на трассы, тогда радиус поворота имеет значение.
В этом случае применяют обычные правила: маленький радиус (например, 15 метров) — легче делать короткие повороты; большой радиус (25 метров) — дуги будут широкими, может не хватить ширины трассы для одного полноценного поворота.
Если катание будет проходить исключительно вне трасс, но на кант лыжи поставить не удастся (повороты выполняются сбросом лыж), значит радиус не так важен.
Горные лыжи для фрирайда и скитура
Катание вне трасс можно совместить со скитуром. Тогда Вы сможете добираться до вершин, не снимая лыж. И не потонете в глубоком снегу.
Крепления на лыжах для скитура позволяют, при движении вверх, отрывать пятку ботинка, как на беговых лыжах. В этом случае, ходьбы становится более естественной, а подъем быстрее.

Это зарождающийся класс лыж, которые а) должны быть легкими, чтобы не тащить лишний вес при движении вверх, б) достаточно жесткими, чтобы уверенно управлять лыжами на спуске.
Классические лыжи для скитура не предназначены для спусков (лишь бы спуститься), потому что главная задача — быстрее взойти к вершине.
У фрирайдеров другой приоритет — спуски в глубоком снегу. Но вопрос, как добраться до заветных вершин, оставался открытым, пока они не увидели скитуровцев.
С этого момента началась эволюция горных лыж, на которых можно было бы и забираться повыше, и уверенно спускаться.
В лыжах для скитура были две основные проблемы: ширина и «сопливость». Если первая просто наращивалась, то попытки сделать лыжу пригодной для уверенных спусков (добавить жестокости) приводили к увеличению веса.
Но эти вопросы решаются за счет легких синтетических материалов, и сегодня на рынке есть отличные лыжи, которые и легкие, и жесткие.
Пример таких лыж: DPS Wailer 106 Tour 1.

Примеры горных лыж для фрирайда
Head Core 117:

Rossignol Super 7 HD

Стоимость
Стоимость горных лыж для фрирайда зависит от многих факторов.
Новые модели последнего сезона стоят 40 000 — 60 000 руб, иногда больше, но это скорее исключение. Если взять новую такую же модель, но прошлых лет (которая может отличаться только графикой), то цена упадет на 20-40 процентов.
В примере ниже одна из самых популярных моделей для фрирайда Atomic Bent Chetler со скидкой 40 процентов. Так как модель удалась, то производитель не играет с огнем и серьезных изменений в конструкцию не вносит.
Это значит, что, покупая эти лыжи, вы получаете модель нового сезона, только со старой графикой. Конечно, это не правило, приходит время, и модель устаревает, но этим лыжам такое пока не грозит.

Если спокойно относитесь к лыжам бу, то на Авито можно подыскать за полцены и ниже.
В последнем случае обязательно встанет вопрос состояния модели и совместимости креплений и ваших ботинок, а также достаточности диапазона DIN для вашего веса.
Всплываем
Какое же это удовольствие выбирать горнолыжное снаряжение! И, конечно же, горные лыжи для фрирайда не исключение. Это как заказывать новое блюдо в любимом ресторане, где все вкусно.
Напоследок. Я бы сначала почитал в интернете о новинках лыж в этом классе, потом пошел в горнолыжные магазины с широким ассортиментом (в разных магазинах могут быть разные бренды), поговорил с консультантами, но не покупал, как бы руки не горели запалить денег.
Вместо этого — тесты приглянувшихся моделей в горах. После этого подводим итог: совпадают ли ожидания после просмотра лыж с результатами после тестового катания.
Если да, то берем, если нет, то получаем опыт — не все, что блестит, золото.
А теперь уходим на поверхность — очередное погружение батискафа Паудер подошло к концу.
И напоследок
Если тебе нравятся наши погружения, загляни в наш магазин культовых фрирайд-футболок Паудер, мы их создаем с 2016 для того, чтобы райдеру легче было пережить время вдали от гор и снега.
Также за нашим контентом можно следить в соцсетях:
Более 250 отзывов на картах Яндекс и Гугл с средней оценкой Пять!
Хочешь первым получать информацию о новых статьях (примерно 1-2 раза в неделю), подпишись на оповещение в начале или в конце этой или любой статьи. За твои усилия мы пришлем нашу книгу 100 полезных лайфхаков для любого райдера
Интересно, кто мы такие? Ответ здесь.
Теперь точно всплываем, до встречи на батискафе Паудер.
0 комментариев